(Трофимович-Козловский; † 15.03.1651, Киев), игум., сподвижник Киевского митр. св. Петра (Могилы). Учился, по одним сведениям, во львовской братской школе, по мнению Я. Д. Исаевича, в виленской братской школе (Iсаєвич. 1966. С. 138), затем, возможно, продолжил образование в католич. учебных заведениях. И. был иеромонахом в виленском Свято-Духовом мон-ре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь) при жизни основателя мон-ря прп. Леонтия (Карповича; † сент. 1620). Впосл. переселился во Львов.
В 1631 г. во Львове при освящении построенной Львовским братством Успенской ц. в присутствии преподавателей братской школы И. и мон. Сильвестра (Косова) архим. Петр (Могила) дал письменный акт о создании школ в Киеве и пригласил обоих духовных лиц преподавать в них. И. переехал в Киев, вошел в братию Киево-Печерского монастыря и вступил в Киевское братство, среди членов к-рого он записан как «Исаия Трофимович, инок монастыря Киево-Печерскаго». В 1631 г. И. стал первым (и единственным) ректором школы, основанной Петром (Могилой) при Троицкой больничной ц. в Киево-Печерском монастыре («лаврский гимназиум»). С сент. 1632 по 1638 г. И. возглавлял Киево-Могилянскую коллегию, образовавшуюся в результате объединения киевских монастырской и братской школ (по-видимому, И. преподавал в коллегии богословие, современники называли его «премудрым богословия учителем»). Одновременно И. являлся настоятелем мон-рей: в 1631-1634 гг.- приписного к Киево-Печерской обители Дятловицкого Преображенского монастыря в с. Дятловичи Пинского повета (совр. Белоруссия), в 1634-1638 гг.- киевского Братского в честь Богоявления мон-ря
.После легализации православной иерархии в Речи Посполитой и избрания Петра (Могилы) на митрополичью кафедру в 1632 г. И. стал его духовником и ближайшим помощником. В 1633 г., получив от польск. кор. Владислава IV Вазы охранную грамоту, вместе с настоятелем киевского Кирилловского монастыря Леонтием И. ездил к К-польскому патриарху Кириллу I Лукарису за благословением для Петра (Могилы) на Киевскую митрополию. И. помогал митр. Петру в деле возвращения православным церквей и монастырей, захваченных униатами, в т. ч. киевского Софии Св. собора. В 1638 г. И. был поставлен настоятелем киевского Пустынно-Никольского мон-ря, полученного Петром (Могилой) от короля. В 1635 г. вместе с наместником Киево-Печерской обители Филофеем (Кизаревичем) отстаивал право мон-ря на земельные владения в споре с Межигорским в честь Преображения Господня мон-рем.
По-видимому, И. был сотрудником митр. Петра (Могилы) при написании последним «Православного исповедания веры». И. представил это сочинение на Соборе в Киеве 8-18 сент. 1640 г. Собор рассмотрел «Православное исповедание веры», ряд вопросов внутрицерковной жизни и составленный И. монастырский устав. По решению Собора И. была присвоена степень доктора богословия. В сент.-окт. 1642 г. И. вместе с Иосифом (Кононовичем-Горбацким) и Игнатием (Оксеновичем) в качестве делегата Западнорусской митрополии присутствовал на Соборе в Яссах, где рассматривалось приписывавшееся Кириллу Лукарису «Исповедание веры», в котором содержались протестантские идеи. Западнорусские клирики представили на Соборе лат. текст «Православного исповедания веры» митр. Петра (Могилы) (по свидетельству Мелетия Сирига, лат. текст был первоначальным). Собор обсудил сочинение и повелел Мелетию его исправить. Исправленный вариант был представлен К-польскому патриарху Парфению I, возможно и др. вост. первосвятителям, в 1643 г. был одобрен как исповедание веры не только для Киевской митрополии, но и для греч. Церквей. Утвержденный вост. патриархами текст не был послан в Западнорусскую митрополию, впервые он был опубликован на греч. языке в Амстердаме в 1667 г. В киево-печерской типографии в 1645 г. было напечатано сокращенное изложение первоначального варианта «Православного исповедания веры» на польск. языке («Zebranie krotkie nauki o articulach wiary prawoslawno-katholickie chrzescianskie») и на простой мове («Събрание короткой науки о артикулах веры православно-кафолической христианской»), подготовленное преподавателями Киево-Могилянской коллегии во главе с И. В 1649 г. этот катехизис («Собрание краткия науки об артикулах веры») с нек-рыми исправлениями был издан в Москве по благословению патриарха Иосифа и принят в Русской Церкви, в XVII-XIX вв. сочинение неоднократно переиздавалось.
И. был погребен в киевском Братском Богоявленском мон-ре.